Сразу хочу сказать, вышло так, что из моих родных в войну не погиб никто. Так уж по полу-возрасту совпало. Тем не менее, о моих стариках очень даже есть, что рассказать, хотя вспоминать о том времени они стесняются.
Мой дед по отцу – Николай Васильевич, единственный кого уже нет. В сорок первом, девятнадцатилетним лейтенантом, был ранен осколком в руку в первом же бою. Это его и спасло - единицы из его одногодок выжили.
Моя бабушка по отцу - Клавдия Васильевна, прошла подготовку во-енного шофера. Ей бы гламурно возить генералов, но зачем-то ее сначала заставили перегонять к линии фронта огромные американские грузовики, в которых она ногами до педалей не доставала, а потом отправили сопровождать железнодорожные составы, что кончилось жестокой простудой.
Дед по материнской линии - Григорий Маркович, был слишком молод, чтобы попасть в самое пекло. Призванный в конце войны, десять лет прослужил в войсках расквартированных в Финляндии. Кстати, факт, о котором что-то не очень говорят. Помню – в годы пустых полок он смешил нас, рассказывая, как попадал впросак в послевоенных финских магазинах. Скажем, не в силах объяснить «бананы какого сорта господин желает».
Бабушка по материнской линии – дочь лесника, выросшая на кордоне, прошла подготовку лыжных патрулей - снайперов. Но война уже переместилась в европу, необходимости в посылании на фронт молодых девок уже не было. До сих пор любит смотреть биатлон.
Но больше всех приключений выпало на долю ее брата - Ивана Михайловича. Горел в подбитом танке, бродил по лесам в окружении, прибился к партизанам. Попал в плен, но был не повешен, а отправлен в концлагерь где-то в Австрии. Бежал из лагеря, когда уже слышалась канонада и была опасность, что всех заключенных ликвидируют. Бежал в городе, трое суток прятался стоя в трубе разбомбленного дома, пока не услышал русские голоса. В последствии проблем из-за плена не имел, хотя занимал не маленькие должности. Рассказывал, как в день рождения Сталина, директор лагеря пригласил его к себе в кабинет налил по стакану водки, «я думаю ты знаешь какой сегодня день», и молча выпили.